Ранние упоминания о славянах

      Первые упоминания о славянах (ас-сакалиба) в арабо-персидской историографии датированы VI—VII вв. Эти сообщения о славянах находятся в трудах авторов IX—X вв., источники которых восходят к утраченным персидским летописям, созданным в VI в., в период расцвета державы Сасанидов. Прежде всего следует назвать произведение основоположника жанра всеобщей истории ученого и богослова ат-Табари (839—923 гг.) «История пророков и царей» («Та'рих ар-русул ва-л-мулук»). Труд ат-Табари в полном виде не сохранился; до нас дошла его краткая редакция в 13 томах. Изложение событий в книге начинается с сотворения мира и доведено до 912 г.
      В 60-х годах X в. саманидский вазир Мухаммад Бал'ами составил на персидском языке сокращенную обработку «Истории» ат-Табари, дополнив ее некоторыми данными по истории Средней Азии, Ирана и Закавказья. Изложение у Бал'ами прерывается на 842 г. Версия Бал'ами ценна тем, что он был знаком с полной редакцией труда ат-Табари и потому мог сохранить сведения последнего, не дошедшие до нас в составе краткой редакции. Кроме Бал'ами, полной редакцией «Истории» ат-Табари, по-видимому, пользовались и более поздние писатели, авторы сочинений по истории Прикаспия — Ибн Исфендийар (XIII в.) и Амули (XIV в.).
      В доступном нам тексте краткой редакции «Истории» ат-Табари отсутствуют сведения о каких-либо событиях, связанных со славянами. Тем не менее сами славяне как один из населявших Европу народов были историку, безусловно, известны. Излагая родословную человечества, он называет славян среди других народов—потомков Ноя (Табари. Ser. I. P. 223). Исследование же сообщений о славянах в трудах арабо-персидских историков X—XIV вв., для которых сочинение ат-Табари являлось источником, позволяет предполагать, что в полной редакции «Истории» ат-Табари могло быть и больше данных о славянах. А.П. Новосельцев, например, возводит к ат-Табари известие Бал'ами о славянах в связи с событиями 30-х годов VII в., так же как и рассказ Ибн Исфендийара и Амули о персидском принце Джамасбе, брате Хосрова I Ануширвана (531—579 гг.), бежавшем через Дербент к хазарам и славянам (Новосельцев. 1965. С. 362).
      Другие ранние упоминания этнонима ас-сакалиба применительно к населению Восточной Европы связаны с описанием арабо-хазарских войн на Кавказе в первой половине VIII в. Особенный интерес для нас представляет фрагмент о деятельности на Кавказе арабского полководца Марвана ибн Мухаммада [позднее — халиф Марван II (744—750 гг.)], совершившего поход в глубь Хазарии, в ходе которого он столкнулся со славянами.
      Две наиболее полные версии рассказа об этом походе содержатся в сочинениях арабских историков ал-Балазури (ум. в 892 г.) и ал-Куфи (ум. в 926 г.). Ал-Балазури был автором исторического труда «Книга завоеваний стран» («Китаб футух ал-булдан»), повествующего об истории арабских завоеваний VII — первой половины IX в. Сочинение ал-Балазури дошло до нас в сокращенной редакции, выполненной, по-видимому, самим автором. Другим произведением подобного жанра был труд историка ал-Куфи «Книга завоеваний» («Китаб ал-футух»). Краткое сообщение о походе Марвана имеется и в «Истории» ат-Табари, но без упоминания о славянах.
      В 733 г. Марван был назначен наместником двух кавказских провинций халифата — Армении и Азербайджана (иранского). В 737 г. арабы овладели тогдашней столицей Хазарии городом Самандаром (называвшимся арабами также ал-Байдой), который находился, по всей вероятности, на севере приморской части Дагестана. Правитель Хазарии обратился в бегство, преследуемый по пятам отрядами Марвана. По словам ал-Балазури, Марван проднинулся далеко в глубь Хазарии; ал-Куфи же сообщает о том, что арабы достигли земель, расположенных «за страной хазар». Оба автора говорят о том, что Марван совершил набег на ас-сакалиба (ал-Куфи добавляет, что нападению подверглись и другие «неверные», т.е. немусульмане, обитавшие по соседству) и взял в плен 20 тысяч семей. Согласно ал-Куфи, арабы двинулись дальше, пока не дошли до Славянской реки (нахр ас-сакалиба). За этой рекой они разбили хазарское войско, вынудив хакана признать свое поражение и согласиться на принятие ислама (Балааури. С. 207; Ibn Fadlan. S. 296; Куфи/Буниятов. С. 51).
      Вопросы о том, что подразумевают арабские авторы под Славянской рекой и теми славянами, с которыми столкнулся Марнан, уже давно и оживленно обсуждаются в науке. До появления публикации А.З.В. Тогана исследователи могли опираться только на сообщение ал-Балазури, который говорит о столкновении Марвана со славянами, но не упоминает Славянскую реку. В.В. Бартольд и Й. Маркварт предполагали, что у ал-Балазури идет речь о славянах, проживавших на территории Хазарии (Marquart. 1903. S. 198-199; Бартольд. 1963. С. 870-871). Тоган решительно отказался считать ас-сакалиба ал-Балазури и ал-Куфи этническими славянами и видел в них тюрок и финно-угров. Соответственно, Славянская река ал-Куфи была отождествлена им с Волгой, по течению которой проживали эти этносы (Ibn Fadlan. S. 305). Впоследствии Славянскую реку с Волгой отождествляли Д.М. Данлоп и С.Г. Кляшторный (Dunlop. 1954. Р. 82-84; Кляшторный. 1964. С. 16—18). На локализацию ими Славянской реки решающее влияние оказало убеждение в том, что топоним ал-Байда арабских источников якобы относился к хазарскому городу в низовьях Волги, на месте которого вырос Итиль. А.П. Новосельцев, вслед за Марквартом и Бартольдом, полагает, что под Славянской рекой, до которой дошел Марван, следует понимать Дон (Новосельцев. 1965. С. 369-371; он же. 1990. С. 186-187). К такому выводу его приводит не только анализ сообщения ал-Куфи, но и наличие упоминаний о «реке славян» у ранних арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха, сообщения которых позволяют довольно уверенно отождествить ее именно с Доном.
      О славянах в связи с событиями на Кавказе в середине IX в. упоминает арабский историк и географ ал-Йа'куби (IX в.). Перу ал-Йа'куби принадлежит сочинение по всемирной истории — «История» («Та'рих»; см.: Йа'куби. Та'рих). В книге ал-Йа'куби, начинающейся с истории библейских патриархов, изложение доведено до 872 г. В одном из разделов сочинения ал-Йа'куби подробно останавливается на описании военных действий арабов в Закавказье в начале 50-х годов IX в. Незадолго до этого халифские войска с трудом подавили оппозиционное народное движение хуррамитов (от перс, хуррамдин — «имеющий радостную, благую веру»), продолжавшееся в Западном Иране более 20 лет (816—837 гг.). Разгром хуррамитов повлек за собой усиление репрессий в Закавказье, где выступления против власти халифата охватили Армению, Албанию (Северный Азербайджан) и Грузию. На усмирение непокорных подданных халиф направил полководца Бугу Старшего. Замирив Армению и Грузию, Буга вслед за этим обрушился на кавказских горцев, которые, по сообщению ал-Йа'куби, обратились за помощью к трем правителям — византийскому императору, владыке Хазарии и некоему сахиб ас-сакалиба, т.е. к правителю славян (Йа'куби. Та'рих. Т. II. С. 598-599). По мнению В.М. Бейлиса, не лишено вероятности, что речь идет о князе одного из восточнославянских племен (Бейлис. 1986. С. 141). Маркварт и Новосельцев считают возможным, что горцы просили помощи у киевского князя (Marquart. 1903. S. 200; Новосельцев. 1965. С. 372).
      В параллель к сообщению ал-Йа'куби можно поставить данные арабского автора X в. Ибн ан-Надима, упоминающего о том, что «один из царей горы ал-Кабк» (т.е. Кавказа) направил посла к «царю русов» (Ибн ан-Надим. С. 20; Сказания. С. 240).



   назад       далее   

Rambler's Top100