Три "группы" русов

      В X в. среди ученых халифата сформировалась географическая школа, которая в современной европейской науке получила название «классической». В трудах представителей этой школы наиболее ранние сведения о Древней Руси приводятся в виде рассказа о трех группах русов.
      Основателем «классической» школы географов считается среднеазиатский ученый ал-Балхи (первая половина X в.). Ок. 920 г. он написал сочинение, известное под разными названиями: «Картины климатов» («Сувар ал-акалим»), «Виды стран» («Ашкал ал-билад») или «Упорядочение стран» («Таквим ал-булдан»). Оно состояло из собрания географических карт, сопровождавшихся кратким пояснительным текстом. Труд ал-Балхи в подлиннике не дошел до наших дней, однако послужил основой для произведений других ученых.
      В начале 30-х годов X в. сочинение ал-Балхи обработал выходец из Южного Ирана ал-Истахри (первая половина X в.) — первый по времени представитель «классической» школы географов, сочинение которого дошло до нас. Вторую редакцию своей книги, по традиции озаглавленной «Книгой путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), ал-Истахри составил ок. 950 г. (BGA. Т. I). Она-то и получила наибольшее распространение в мусульманской историографии, где бытовала и в персидских переводах.
      Продолжателем ал-Истахри был уроженец города Насибина в Верхней Месопотамии Ибн Хаукалъ (X в.). В середине X в. он объехал почти весь мусульманский мир от Испании до Индии, причем сделал это, по некоторым свидетельствам, в качестве политического агента сначала египетских Фатимидов, а затем багдадских Аббасидов и испанских Омейадов. Ибн Хаукаль побывал, в частности, на юге Каспия, где беседовал с беглецами из Хазарии, сообщившими ему сведения о русах и прочих народах Восточной Европы.
      Свое сочинение — «Книгу путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») — Ибн Хаукаль начал писать под впечатлением от встречи с ал-Истахри и задумал ее как исправленную переработку труда последнего. Однако работа над книгой, продолжавшаяся в течение 50—70-х годов X в., привела его к созданию вполне самостоятельного географического сочинения, хотя и включавшего многие материалы ал-Истахри.
      Согласно ал-Истахри и Ибн Хаукалю, русы подразделялись нa три группы, каждая из которых имела отдельного правителя и свой ареал проживания. Правитель первой группы — ближайшей к Булгару — сидел в городе, называемом Куйаба. Резиденцией правителя второй группы русов был город ас-С(а)лав, а сама группа именовалась ас-Славийа. Правитель третьей группы русов — ал-Арсанийа — находился в городе Арса. Куйаба являлась оживленным торговым центром. В Арсу же не мог проникнуть ни один чужеземный купец из-за распространенного там обычая убивать иностранцев. Купцы Арсы сами вели торговлю, спускаясь по воде для продажи мехов и металлов (олова или свинца). Торговыми контрагентами русов являлись Хазария, Византия, Волжская Булгария.
      «Русы. Их три группы (джине). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово ... Эти русы торгуют с Хазарами, Румом и Булгаром Великим ...» (BGA. Т. II2 . Р. 397; Новосельцев. 1965. С. 412).
      Рассказ о трех группах русов неоднократно рассматривался в литературе (Hrbek. 1957; Thulin. 1978; Петрухин. 1982; Коновалова. 1995). Некоторые авторы, проанализировавшие сообщение, говорят не о группах, а о трех «центрах» или «племенах» русов. Однако в источниках везде используются арабское слово синф или его персидский синоним горух («группа», «вид», «категория»). Эти термины, по мнению А.П.Новосельцева, позволяют трактовать данные источников как указание на существование в разных частях Восточной Европы трех больших территориальных объединений во главе со своими правителями (Новосельцев. 1965. С. 414—415). Сведения о трех группах русов восходят, по всей вероятности, ко второй половине IX в. Локализация двух групп русов в районе Киева (Куйаба) и словен ильменских (Славийа) не вызывает особых разногласий. Что касается третьей группы — Арсанийа, — то ее отождествление остается спорным. Многочисленные версии локализации Арсы охватывают практически все области Восточной Европы, от Урала до Карпат и от Скандинавии до Тамани. Большинство востоковедов высказываются в пользу северного расположения Арсы, предположительно в районе Ростова—Белоозера, где в IX в., по данным археологии, существовал торгово-ремесленный центр на месте Сарского городища.
      Более поздние версии рассказа о трех группах русов, восходящие к сообщениям ал-Истахри и Ибн Хаукаля, можно найти в различных источниках на арабском и персидском языках.
      Одно из самых замечательных средневековых географических произведений было создано в последней четверти X в. Это анонимный трактат «Пределы мира от востока к западу» («Худуд ал-'алам мин ал-машрик ила-л-магриб»). Хотя это сочинение написано по-персидски, оно теснейшим образом связано с арабской традицией, высказывалось даже предположение о переводе его с арабского языка (АГЛ. С. 224). Единственная известная рукопись «Худуд ал-'алам» была открыта в 1892 г. в Бухаре русским востоковедом А.Г.Туманским, в связи с чем само произведение иногда называют «Анонимом Туманского».
      Хотя автор «Худуд ал-'алам» неизвестен, установлено, что сочинение было написано ок. 982 г. по заказу эмира из династии Феригунидов, правителя области Гузган (или Гузганан) на севере Афганистана. Судя по составу сведений,, вошедших в сочинение, его автор был книжным ученым и вряд ли выезжал далеко за пределы Гузгана. Основными источниками «Худуд ал-'алам» были арабские обработки «Географического руководства» Птолемея, утраченный труд ал-Джайхани, сочинения географов «классической» школы, прежде всего различные обработки сочинения ал-Истахри, труд Ибн Хордадбеха в полной редакции.
      В «Худуд ал-'алам» имеется несколько ссылок на неизвестную нам карту, которая, по-видимому, была подготовлена заранее, до составления самого сочинения.
      «Худуд ал-'алам» — сравнительно небольшое по объему произведение. Оно состоит из предисловия, нескольких вводных глав, излагающих общегеографические вопросы, и 51 главы с описанием различных областей Земли, пять из которых Аноним располагал в южном полушарии, одну — на экваторе и 45 — в северном полушарии. К числу последних он относил области славян, русов, булгар, печенегов, хазар, алан, буртасов. Сведения персидского Анонима очень разнообразны: они касаются физической и этнической географии региона, а также некоторых событий политической истории населявших его народов. Вместе с тем «Худуд ал-'алам» — очень сложный для толкования источник, каждое сообщение которого нуждается в сопоставлении с данными предшественников. Детальное исследование сведений Анонима о русах, славянах и хазарах, проведенное Бартольдом, Мипорским и Новосельцевым, показало, что эти разделы сочинения дают относительно мало новой информации по сравнению с сообщениями более ранних авторов.
      Однако в описании трех «групп» русов в «Худуд ал-'алам» содержатся подробности, отсутствующие в иных версиях рассказа о трех «группах» русов и дающие дополнительный материал для решения вопроса об их локализации. Согласно версии автора «Худуд ал-'алам», все три «группы» русов располагались в бассейне «Русской реки», являвшейся, по его представлениям, притоком Атила (Худуд/Бартольд. Л. 106). Данное утверждение отражает уверенность Анонима в том, что земли всех «групп» русов были связаны между собой водными путями, ведущими в конечном счете в бассейн Нижней Волги.
      Некоторые фрагменты поздних сочинений с сообщениями о трех группах русов опубликованы в переводе на русский язык (Новосельцев. 1965. С. 413—414; Коновалова. 1995. С. 146). Детальный анализ варианта рассказа о трех группах русов, находящегося в сочинении географа XII в. ал-Идриси, показал, что сообщения поздних авторов не следует использовать для уточнения данных ал-Истахри — Ибн Хаукаля (Коновалова. 1995. С. 139-148).
      Помимо рассказа о трех группах русов, в сочинениях ал-Истахри и Ибн Хаукаля содержится много других сведений о Восточной Европе. Они касаются в первую очередь описания торговых путей региона, а также этнографических данных о восточноевропейских народах: русах, волжских булгарах, буртасах, хазарах.



   назад       далее   

Rambler's Top100