Путь на восток — путь к христианству?

      Согласно «Саге об Одде Стреле», ее главный герой — сын одного из представителей норвежской родовой знати — проводит отпущенный ему судьбой трехвековой срок, странствуя по свету и совершая викингские подвиги. Одд становится в конце жизни правителем обширной территории, включающей в себя древнерусские княжества, земли Северной Руси и Восточной Прибалтики. Наряду с традиционной для древнеисландских саг темой жизни ради приобретения богатства и успеха, в саге можно проследить идею борьбы христианской церкви против язычества. Создавая сагу в период целенаправленной борьбы с язычеством, магией и колдовством, провозглашенной исландской церковью, анонимный автор последовательно ведет своего героя через многочисленные препятствия к истинной вере — вере в Создателя. В саге показаны этапы движения Одда к христианству. Воспитывавшийся с детства в доме, где традиционно поклонялись древнескандинавским языческим богам — Одину, Тору и Фрейру, Одд, вопреки наставлениям своих приемных родителей, не воспринял культа и полагался исключительно на свою силу и мощь.
      Поклонение богам, однако, — это лишь одна сторона языческого мировоззрения. Другая, связанная с взаимоотношениями человека с природой и окружающим миром, включала магию, кудесничество, колдовство, ведовство в число обыденных явлений. Одд широко пользуется всеми теми магическими предметами (заколдованными стрелами, волшебной рубашкой и проч.), которые предоставляют ему благоволящие к нему сверхъестественные существа. Вместе с тем походы героя в Лаппланд, Бьярмаланд, Рисаланд (Страну великанов), Бьялкаланд и другие страны, как реально существовавшие, так и вымышленные, свидетельствуют о том, что препятствия, возникающие на пути Одда, создаются неземными магическими силами, и борьбу героя с ними следует рассматривать как символическое изображение борьбы с язычеством. Не случайно одним из первых подвигов героя, прославившим его, было разрушение языческого святилища бьярмов: из текста ясно, что Одд стремится не столько к приобретению добычи (как традиционно мотивируется этот эпизод в других сагах), сколько к тому, чтобы как можно больше досадить бьярмам.
      Идеи борьбы с языческим культом и верой в магию логически соединяются в тексте саги с мыслью о необходимости принятия христианства. Во время одного из походов по странам Западной Европы Одд и его единомышленники оказываются на Сицилии, где попадают в христианский храм и постигают правоту новой религии. Серия поступков Одда, последовавшая за принятием истинной веры, характеризует героя как ярого хритианина, разрушающего языческие храмы и жертвенники, поносящего и хулящего языческих богов, осуществляющего поход и Святую Землю и Грецию, совершающего месть за убитого на его глазах епископа.
      Резким контрастом эпизодам, демонстрирующим победу истинной веры, выступает рассказ о походе Одда на Русь, фактически завершающий повествование о странствиях героя. Сага сообщает, что, уже будучи обращенным в истинную веру, герой женится на дочери конунга Хольмгарда — Новгорода и после его смерти становится номинальным властителем всей Руси. Однако в действительности Русью правит злейший враг Одда, викинг и колдун, а следовательно, язычник Эгмунд, наделенный от рождения сверхъестественными способностями. С девятью десятками кораблей Одд выступает против многочисленного вражеского войска, собранного колдуном со всей Руси, но победа не приходит. Не смог Одд выиграть бой, и выйдя один на один с врагом. Силы противников равны. Язычник правит Русью, но в конце концов власть в стране переходит к христианину Одду и его потомкам.
      Косвенное объяснение рассказа о языческом правлении на Руси мы находим здесь же в тексте. Одд, по хронологии саги, умирает через четыре года после начала правления в Норвегии Олава Трюггвасона, т.е. ок. 999 г. Княжение Одда на Руси, таким образом, отнесено автором текста к концу X в. Клирик, составлявший произведение и, вероятно, имевший некоторое представление о времени принятия христианства на Руси, изобразил Русь времен Одда на переломе от язычества к христианству, образно осмыслив смену религий как борьбу двух героев.



   назад       далее   

Rambler's Top100